С 1 марта всех, кого власти признают иностранными агентами, будут штрафовать за распространение информации без соответствующей маркировки. И журналистов, и редакции СМИ тоже накажут за упоминание таких граждан и организаций без указания на то, что это – иноагент. А компьютер или мобильный телефон нарушителя могут конфисковать.
Соответствующий законопроект подготовлен ко второму чтению профильным думским Комитетом по госстроительству и законодательству.
«МК» неоднократно писал о принятых в конце 2020 года и вступивших в силу в самом начале года 2021-го законах, которые позволяют властям, а конкретно – Минюсту присваивать звание «выполняющего функции иностранного агента» не только НКО, СМИ и т.н. «физическим лицам, выполняющим функции СМИ-иноагентов», как было раньше, но и любому общественному объединению без образования юридического лица (хоть кружку по интересам), а также отдельным россиянам.
Вообще-то всё еще круче: эти НКО, СМИ, объединения и граждане должны САМИ про себя понять, что они – иностранные агенты, и доложить об этом Минюсту. Если не сделают – Минюст в реестр всё равно внесет, а за недонесение на самого себя накажет: сначала административно, а для злостно не желающих считать себя иностранными агентами теперь есть и статья в Уголовном кодексе. Вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет, между прочим.
Все материалы иноагента любой категории, все его публикации, все обращения к органам власти любого уровня, в образовательные и иные организации должны непременно сопровождаться уточнением: обращается, мол, к вам тот, кого власти РФ считают иностранным агентом. За нарушение этого требования тоже обещана сначала административная, а в худшем случае и уголовная ответственность.
Внести соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях до Нового года не успели – административное право по Конституции является предметом совместного ведения, и принимать законопроекты, предполагающие правку КоАП, без месячной рассылки в регионы перед первым и вторым чтением нельзя. Но пробел будет закрыт в ближайшие недели.
Наказуемым станет «распространение» в СМИ и в сообщениях и материалах СМИ в Интернете (то есть на сайтах газет, радиостанций, телеканалов, на их страничках в соцсетях, и на их видеоканалах в YouTube, например) информации об «иностранном агенте» любой категории или его материалов без указания на его особый статус. Цитируете «агента» – пожалуйте соответствующую оговорочку! Примерно такую же, как давно уже делаете рядом с упоминанием об организациях, включенных в реестр экстремистских и террористических, чья деятельность запрещена на территории РФ… Правда, в экстремистский реестр включают по суду, а в реестры иноагентов – во внесудебном порядке.
Наказание? Для граждан (надо понимать, журналистов) – штраф прописан от 2 до 2,5 тысяч рублей, для должностных лиц – в 4-5 тысяч рублей, а для лиц юридических – от 40 до 50 тысяч рублей.
По нынешним меркам так себе, вполне по вегетариански, скажете вы?
Рано радуетесь. Штраф, как следует из текста, вполне может быть дополнен «конфискацией предмета правонарушения» – надо понимать, компьютера или мобильного телефона или другого какого гаджета, на котором набирался текст или с которого отправлялось сообщение в СМИ.
Когда этот внесенный в Госдуму от имени членов комиссий по борьбе с иностранным вмешательством обеих палат парламента законопроект обсуждался в первом чтении, один из его авторов, депутат Андрей Альшевских («ЕР») на недоуменные вопросы коллег «не слишком ли – конфискация», ответил так: «не хотелось бы забегать вперёд, мы в своём законопроекте это прописываем, но это будет на усмотрение суда».
Правда, у нас странным образом усмотрение суда в делах по «политическим» статьям чаще всего совпадает с усмотрением исполнительной власти. А законодательство об «иностранных агентах», вне всяких сомнений – сугубо «политическое»…
Надо признать, что всё могло бы быть гораздо хуже: первоначально предполагалось нещадно наказывать за отсутствие маркировки ВСЕХ без исключения пользователей соцсетей, которые по каким-то причинам, чаще всего по банальному незнанию требования закона не выполнили и репостнули понравившуюся им цитату или материал, будучи ни сном, ни духом о том, что это сказала или написала сомнительная с точки зрения власти личность. Но ко второму чтению в этом пункте вышло послабление, и штрафы с конфискацией пока остались только для СМИ.
Чтобы всех маркировать как положено, журналистам перед упоминанием какой-то организации (не исключено, что малоизвестной) или цитатой эксперта придется сверяться с реестрами иноагентов на официальном сайте Минюста. Но найти там что-то совсем не просто.
Более-менее легко можно обнаружить лишь реестр СМИ-иноагентов и физлиц, выполняющих функции СМИ-иноагентов (в нем сейчас 12 интернет-ресурсов и радиостанций, и 5 граждан РФ, в том числе известный правозащитник Лев Пономарев). Надо всего лишь сообразить, что все реестры такого рода запрятаны в рубрике «деятельность» ведомства. Потом найти в ней подрубрику «деятельность с сфере некоммерческих организаций». Там-то и обнаруживается реестр СМИ-иноагентов и физлиц, выполняющих функции СМИ-иноагентов.
Но если надо найти реестр НКО-иностранных агентов, в котором сейчас 75 организаций, и вы в той же подрубрике кликнете на соответствующие слова – вас отсылают на страницу информационного портала Минюста, где никакого реестра на виду нет, и как его найти – не указывается. Методом проб и ошибок, который в народе называется «методом тыка», удается установить, что для получения реестра надо просто нажать на кнопку «Новый поиск»…
Кстати, для самих иностранных агентов административные наказания за отсутствие маркировки будут ещё жестче, чем для журналистов. Например, физическое лицо-иноагента за распространение без нее через СМИ информации «в связи с выполнением им функций» этого самого агента оштрафуют на 10 – 30 тысяч рублей. Сотрудники, руководители, учредители и рядовые члены НКО, признанных иноагентами, тоже должны будут маркировать все свои материалы «при осуществлении политической деятельности», причем уже не только в СМИ, но и в соцсетях, и в Интернете вообще. Иначе – штраф в 5 тысяч рублей. Зато саму НКО за подобное нарушение могут наказать штрафом в 100-300 тысяч рублей… Во всех вышеперечисленных случаях тоже возможна конфискация предмета правонарушения.
Напомним: для того, чтобы иметь шансы быть включенными в реестр иноагентов, достаточно получения любой сколь угодно малой суммы не только от иностранцев или иностранных организаций, но и от россиян, работающих в иностранных организациях, от российских организаций, имеющих хоть какие-то коммерческие контакты с иностранцами, и от неких «посредников». От родственников в том числе. И при этом заниматься «политической деятельностью». Причем российское законодательство об иностранных агентах считает политической деятельностью не только участие в выборах или в уличных акциях под лозунгом «долой антинародный режим». Но и «публичные дискуссии, дебаты и выступления» о том или ином решении властей, публичные обращения (открытые письма, например), и т.д., и т.п.
Вроде бы оговорено, что деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, социалки, защиты материнства и детства, экологии и благотворительности политической деятельностью не является. Но на практике часто в реестр иноагентов попадали как раз экологические организации, организации, занимающиеся поддержкой ВИЧ-больных или жертв семейного насилия – если они проводили акции в поддержку или против какого-то закона или решения власти по своей теме, устраивали семинары, пикеты и писали обращения. Достаточно найти тот самый реестр НКО-иноагентов и убедиться, что у большинства из них в качестве оснований для присвоения «почетного» статуса значатся проведение опросов общественного мнения и обнародование их результатов, распространение, в том числе в Интернете, «мнений о принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политике», и «публичные обращения» к органам власти и должностным лицам по самым разным проблемам…
В силу закон, о котором идет речь, вступит с 1 марта.
Источник: mk.ru