Top.Mail.Ru
Почему лучше послушать трек Земфиры, чем посмотреть новый фильм Ренаты Литвиновой - FooDBooL
Воскресенье, 29 маяНовости, которые имеют значение
Shadow

Почему лучше послушать трек Земфиры, чем посмотреть новый фильм Ренаты Литвиновой

pochemu luchshe poslushat trek zemfiry chem posmotret novyj film renaty litvinovoj a611d3c

Фото: кадр из фильма

В Британии есть такой странный спред, называется «Мармайт». Коричневая субстанция, сделанная из пивных дрожжей, по вкусу напоминающая соевый соус. Слоган Мармайта: вы либо полюбите, либо возненавидите это.

У меня такое ощущение, что некоторые критики нового фильма Ренаты Литвиновой «Северный ветер» мармайта объелись и теперь изрекают мармайтовские слоганы. «Вы этот фильм либо полюбите, либо возненавидите», — говорит нам Антон Долин. «Нет, вы только полюбите», — уверяет Дмитрий Быков.

В интервью с Ренатой Литвиновой Дмитрий Львович превзошел себя и начал, не боясь греха, кассандрить напропалую: «Рената, я одно вам могу сказать. Я, как вы знаете, вижу будущее. Эту вашу картину будут хвалить очень. Это будет в первый раз, когда вас будут хвалить все. Этот фильм вызовет восторг всеобщий. Вы находитесь на пороге такой безумной похвалы, что даже страшно… «.

Ну я понимаю, что Дмитрий Львович большой, ему видней. Но пока создается ощущение, что пророк на печи промок. Не замечаю, чтобы «Северный ветер» как-то особенно хвалили или даже особенно ругали.

Отношение зрителя к «Северному ветру» целиком зависит от отношения к его звезде. Если вы ее любите — вам почти наверняка понравится. Во всяком случае, это гораздо в большей степени кино, чем предыдущие режиссерские опыты Литвиновой Читать подробности

Нельзя сказать, чтобы творение Ренаты вышло таким прям эпик фейлом: местами очень смешно, местами даже красиво и атмосферно. Но нет ощущения целостности, постоянно смотришь на часы, ожидая, когда же это закончится. А финал-посвящение Кире Муратовой, который должен был получиться пронзительным и трогательным, не вызывает никаких чувств, кроме радостного выдоха, что, наконец, более чем двухчасовое нечто подошло к концу.

Поэтому вот вам прогноз от Сергея Селедкина. Кино Ренаты Литвиновой получилось пониженной гениальности. И всем на него будет абсолютно па-рал-лель-но.

О ЧЕМ КИНО

Сценарий Ренаты, режиссер — Рената. Главная роль — у Ренаты. Монтаж — Рената. Кино держится за счет Ренаты. Как легко понять, «Северный ветер» — это нечто очень авторское. (Как говаривала Ахматова, когда не хотела обидеть: это очень ваше).

О чем фильм — понять и пересказать сложно, поскольку, как признавалась создательница, сюжет она увидела во сне. Действие происходит непонятно когда, непонятно где, в каких-то северных полях, готичных интерьерах. Перед зрителем разворачивается череда отмечаний Нового года одним оригинальным семейством-матриархатом.

У семейства каждый год появляется тринадцатый лишний час, во время которого исполняются все желания. Но, в целом, не очень понятно, на кой ляд этот тринадцатый час нужен. Празднование напоминает набор скетчей из передачи «Кабачок тринадцать стульев». Вот примерный набор веселых моментов. В дом приходит подарок: оперная дива Хибла Герзмава в платье с хвостом. «Осторожно, не наступите на хвост диве», — предупреждают членов семьи.

1 11

Фото: кадр из фильма

Сестра Лотта притаскивает с северных полей то, что плохо лежит, «иногда совсем перпендикулярное». Например, северного оленя. Литвинова, покуривая сигарету на палочке, смотрит, кто незванный гость: мальчик или девочка.

— Поставь бутылку на пол и вкручивай, что за тупизна такая, — очень смешно и визгливо кричит Рената Литвинова на жену своего киношного сына Бенедикта. (Та не умеет открывать бутылки с шампанским. А этот навык в семье очень важен. По меткому выражению героини Литвиновой, «мы пьющие, зато красивые»).
Отдельно порадовала эстетов стимпанк-система для самоудовлетворения главной героини.

4 6

Фото: кадр из фильма

Так между сценками оказывается, что у фильма есть какой-никакой сюжет. Сын Бенедикт (Антон Шагин) объявляет о помолвке, но возлюбленная Фанни (ее играет дочь Ренаты Литвиновой) погибает в авиакатастрофе. Поэтому сын женится на ее отвратительной сестре Фаине, которую отвратительно играет жена Константина Эрнста. Борьбе с отвратительной женой и посвящена основная часть кино.

ЧТО УДАЛОСЬ РЕНАТЕ?

2 9

Фото: кадр из фильма

Как я уже сказал, покуда не устаешь, все очень даже ничего. Забавные абсурдисткие диалоги в духе Эжена Ионеско. Заросшие интерьеры, которые сама Рената определила как «испепеляющий вырвиглаз». Рената отлично подобрала московские локации, одновременно таинственные и необычные. Среди них — полуразвалившийся, но действующий шлюз, заросшая елками Красная площадь и особняк, который когда-то служил больницей, но превратился в руины.

Хороши актеры (не все). Отдельная радость наблюдать 92-летнюю Татьяну Пилецкую, играющую бабушку, «вечную Алису». (Особенно замечательна сцена, как Алиса вспоминает о своем романе с женщиной-теннисисткой).

severnyj veter 1

Фото: кадр из фильма

Хороша Светлана Ходченкова, цирковая артистка в облезлой кроличей шубке. В ее миссию входит звонить «три раза по утрам и двадцать раз после двенадцати» негодной жене Бенедикта и притворяться ее погибшей сестрой.

Интересна своей похожестью на мать и дочь Ренаты. Да и вообще, очевидно, что все женские персонажи по мере сил косплеят Ренату Литвинову. Хуже всего получается у Софьи Эрнст. Бедолага, видимо, совсем не понимала, что она играет, и за это поплатилась. Ее гнобят все кино, а в конце, когда негодную женщину все-таки убивают, в зале раздается вздох облегчения и аплодисменты. Фаина так задолбала всех, что в процессе фильма я не раз задавался вопросом, почему ее никто не укокошил раньше (желательно до того как она приступила к съемкам).

5 4

Фото: кадр из фильма

РЕНАТА НЫНЧЕ УЖ НЕ ТА

Пожалуй, одна из главных проблем фильма в том, что главный акцент Рената опять сделала на себе. Даже киноцитаты подобрала из своих любимых фильмов. Тут тебе понятно, в ход пошли собственные фильмы: от «Богини, как я полюбила» до «Небо. Самолет. Девушка», но и другим место находится. Особенный прикол — наблюдать финал из «Игры престолов», когда внук героини в шубе Джона Сноу отправляется на войну на Северные Земли, а сама Литвинова на троне Короля ночи светит голубыми глазами.

Но как бы ни хвалил Дмитрий Быков, к сожалению, приходится осознавать: времена, когда на Ренату Литвинову, как на огонь, можно было смотреть не отрываясь, прошли. Перефразируя Лимонова, Рената нынче уж не та. К сожалению, постарела. К сожалению, крупные планы на большом экране больше не завораживают. Не вызывает прежних чувств ни лицо, ни ее ужимки и прыжки. Возможно, сними Литвинова кино лет пять назад, и прогнозы Быкова оказались бы верны. Зачем думать, о чем фильм, если там Рената. Туда ходи, сюда ходи.

3 5

Фото: кадр из фильма

Но сейчас — увы и ах. Думать, о чем кино — приходится. И здесь возникает проблема. Глубины в фильме оказывается не так чтобы много. Нет, понятно, что со времени своей первой документальной картины «Нет смерти для меня» Рената продолжает снимать про смерть и заигрывать со смертью. Вспомним ее знаменитые цитаты: «Я бы хотела, чтобы смерть была похожа на тебя, в желтом платье и с бокалом шампанского». «Я не делю людей на мертвых и живых. Я сама будущая мертвая». Рената отрицает, но очевидно, что и этот фильм вырос из эстетики Хамдамова. И если ему удается вывести тот же набор на уровень искусства, то у Ренаты он так и остается красивой оболочкой мыльного пузыря, которая немедленно лопается после просмотра.

Впрочем, лично мне кажется, что как писатель Литвинова много сильнее Литвиновой-режиссера. В «Северном ветре» многие вещи, которые должны были привнести глубину — просто не сыграли. Трогательная нота, которая должна была прозвучать и схватить за сердце — не прозвучала. А ведь было и вечное ожидание звонка главной героиней и ожидание встречи, которая обернулась невстречей, и это волшебное перенесение Литвиновой из готического особняка на кольцевую линию московского метро. Снег, падающий не вниз, а вверх, в прошлое. И фамилия Киры Муратовой, намекающая на то, что сын Бенедикт ошибся, когда вздыхал у окна: значит, тот, кого мама вечно ждет, — хотя бы мужчина…

В итоге получилось что получилось. Саундтрек Земфиры, состоящий из десяти с половиной слов («я злой человек, я твой человек, смотри, на меня падает снег») и кадр, в котором главная героиня едет под этот аккомпанемент за рулем — лучшие за все два с лишним часа этого красивого, но невыносимо длинного зрелища.

Источник: kp.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Top.Mail.Ru