В Госдуме продолжается обсуждение проекта закона, который предусматривает ограничение использования телефонов и других гаджетов в школах. Недавно комитет по образованию и науке одобрил проект в первом чтении, но сделал в него ряд поправок. Одна из них касается запрета на использование телефонов даже в образовательных целях. Что это значит для учеников и учителей?
Что предлагает проект закона?
Проект закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” в части ограничения использования средств связи и иных электронных устройств в образовательных организациях” был внесен в Госдуму в марте 2023 года. Авторами инициативы стали депутаты от фракции “Единая Россия” Андрей Свинцов, Александр Хинштейн и Антон Гетта.
Основная цель проекта – защитить право детей на образование и их здоровье от негативного влияния телефонов и других гаджетов. Авторы считают, что такие устройства отвлекают учеников от учебы, снижают их академическую успеваемость, нарушают психологический климат в классе, способствуют распространению нежелательной информации и кибербуллингу.
Поэтому проект закона предлагает запретить использование телефонов и других гаджетов в школах во время учебных занятий, а также во время перемены, кроме случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности детей или по иным уважительным причинам. За нарушение этого правила предусмотрены административные штрафы для учеников, родителей и учителей.
Какие поправки внесли в проект?
Проект закона вызвал много дискуссий и критики со стороны экспертов, общественности и самих учеников. Многие считают, что полный запрет на телефоны в школах нецелесообразен и неэффективен, так как он лишает детей возможности использовать современные технологии для обучения, развития и коммуникации. Кроме того, такой запрет может нарушать права детей на свободу информации, выражения мнения и личную жизнь.
В связи с этим комитет по образованию и науке внес в проект ряд поправок, которые должны смягчить его регулирующий характер и учесть интересы всех заинтересованных сторон. Одна из самых важных поправок касается возможности использования телефонов в образовательных целях.
Изначально проект закона допускал, что телефоны и другие гаджеты могут быть использованы в школах по согласованию с администрацией образовательной организации и при наличии письменного согласия родителей. Это означало, что ученики могли бы пользоваться телефонами для выполнения домашних заданий, поиска информации, участия в онлайн-курсах и других образовательных проектах.
Однако комитет по образованию и науке предложил исключить эту норму из проекта, сославшись на то, что она противоречит целям и задачам закона. По мнению комитета, использование телефонов в образовательных целях не способствует повышению качества образования, а наоборот, создает дополнительные риски для детей. Кроме того, комитет считает, что школы должны обеспечивать ученикам все необходимые учебные материалы и ресурсы, а не перекладывать эту ответственность на родителей.
Как отреагировали на поправку?
Поправка о запрете использования телефонов в образовательных целях вызвала новую волну критики и недовольства. Многие эксперты, учителя и ученики считают, что такое решение не только не решает проблему, но и усугубляет ее. Они указывают на следующие аргументы:
- Телефоны и другие гаджеты являются неотъемлемой частью современной жизни и образования. Они помогают детям развивать цифровые навыки, критическое мышление, творчество, самостоятельность и коммуникабельность. Они также расширяют доступ к информации, знаниям и образовательным возможностям, особенно в условиях пандемии и дистанционного обучения.
- Запрет на использование телефонов в образовательных целях не учитывает индивидуальные потребности и интересы детей. Он лишает их права на выбор и самоопределение в образовательном процессе. Он также игнорирует разнообразие и специфику образовательных программ, методов и форматов, которые могут требовать или подразумевать использование телефонов и других гаджетов.
- Запрет на использование телефонов в образовательных целях не способствует формированию ответственного и осознанного отношения к технологиям у детей. Он не учит их правильно и безопасно пользоваться телефонами и другими гаджетами, а также защищать свои права и интересы в цифровом пространстве. Он также не предотвращает возможность злоупотребления телефонами и другими гаджетами во внеучебное время.
Запрет на мобильные телефоны в школе: за и против
Мобильные телефоны стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Они помогают общаться, получать информацию, развлекаться и учиться. Но нужно ли разрешать их использование в школе? В Госдуме внесли поправку в проект об ограничении телефонов в школах, запретив их использование даже в образовательных целях. Какие аргументы за и против этого решения?
За запрет
- Нарушение дисциплины. Мобильные телефоны могут отвлекать учеников от уроков, мешать вниманию и концентрации. Учащиеся могут играть в игры, смотреть видео, общаться в социальных сетях, а не слушать учителя. Кроме того, мобильные телефоны могут быть использованы для списывания, шпионажа, шантажа, угроз и других негативных действий.
- Вред для здоровья. Мобильные телефоны излучают электромагнитные волны, которые могут негативно влиять на здоровье учащихся, особенно на развивающийся мозг. Кроме того, мобильные телефоны могут вызывать зависимость, стресс, бессонницу, головные боли, ухудшение зрения и другие проблемы.
- Нарушение правил школы. В соответствии со статьей 43 Федерального Закона № 273, учащиеся обязаны выполнять требования устава образовательного учреждения и соблюдать правила внутреннего распорядка. Поэтому школьники не смогут использовать мобильные телефоны в школе, если в уставе прописан запрет. А если проигнорируют требование, то это будет являться нарушением.
Против запрета
- Безопасность. Мобильные телефоны позволяют учащимся быть на связи с родителями, друзьями, учителями в случае чрезвычайных ситуаций, таких как пожар, теракт, болезнь, несчастный случай и т.д. Мобильные телефоны также могут быть использованы для вызова скорой помощи, полиции, пожарной службы и других служб спасения.
- Образование. Мобильные телефоны могут быть полезным инструментом для обучения, если использовать их правильно. Учащиеся могут получать доступ к интернету, электронным учебникам, словарям, калькуляторам, аудио- и видеоматериалам, образовательным приложениям и другим ресурсам, которые могут помочь им учиться, исследовать, творить и сотрудничать.
- Свобода выбора. Мобильные телефоны являются личной собственностью учащихся, и они имеют право решать, как и когда ими пользоваться. Запрет на мобильные телефоны в школе может быть воспринят как нарушение прав и свобод учащихся, а также как неуважение к их личности, интересам и потребностям.
Вывод
Запрет на мобильные телефоны в школе является спорным вопросом, который имеет как сторонников, так и противников. С одной стороны, мобильные телефоны могут мешать обучению, вредить здоровью и нарушать правила школы. С другой стороны, мобильные телефоны могут обеспечивать безопасность, образование и свободу выбора учащихся. Возможно, оптимальным решением было бы не запрещать мобильные телефоны полностью, а регулировать их использование в зависимости от ситуации, цели и возраста учащихся.