Советский Союз в 1970-е годы пытался создать самый быстрый поезд в мире, используя газотурбинные двигатели от самолетов. Этот проект был ответом на американский реактивный поезд M-497, который установил рекорд скорости в 1966 году. Советский турбопоезд, названный СВЛ (сокращение от «высокоскоростной вагон-лаборатория»), был спроектирован и построен на Калининском вагоностроительном заводе в Санкт-Петербурге.
Он состоял из одного 28-метрового вагона, на крышу которого были установлены два двигателя от Як-40. По данным испытаний, СВЛ мог разгоняться до 322 км/ч, а при оптимальных условиях – даже до 520 км/ч. Это было намного выше, чем скорость современных высокоскоростных поездов, например, японского Синкансэна.
Советские инженеры надеялись, что СВЛ станет основой для нового поколения железнодорожного транспорта, который мог бы соединять разные части огромной страны. Однако проект столкнулся с рядом проблем, которые не позволили ему реализоваться.
Во-первых, советские железные дороги не были адаптированы для таких высоких скоростей, и поезд не мог ездить по обычным путям. Во-вторых, поезд издавал сильный шум от своих реактивных двигателей, что вызывало неудобства для жителей прилегающих территорий. В-третьих, поезд имел проблемы с устойчивостью и безопасностью на больших скоростях, которые требовали дорогостоящих решений. В-четвертых, советский Союз вступил в период политического и экономического кризиса, который подорвал интерес к инновационным проектам.
В результате СВЛ был заброшен и оставлен на подмосковной станции, где он постепенно ржавел и разрушался. Его мечты о реактивном поезде рассыпались вместе с ним. Только в 2000-х годах поезд был отреставрирован и установлен на постамент у Тверского вагоностроительного завода в качестве памятника техническому прогрессу. Американский реактивный поезд также не смог долго просуществовать и был списан в 1984 году. Однако США продолжили развивать железнодорожную отрасль и в 1970-х годах создали LIMRV, который достиг скорости 734 км/ч и стал мировым рекордсменом среди транспортных средств, движущихся по обычным рельсам. Однако будущее , похоже, прошло мимо мечтаний о реактивных поездах.