«Субстанция»: Деми Мур и Маргарет Куэлли в шокирующем феминистском хорроре, который захватит ваше воображение
Шокирующая и резонансная, обезоруживающе гротескная и удивительно забавная, «Субстанция» — это феминистский фильм ужасов, который непременно должен появиться на экранах кинотеатров по всей стране. Но не ждите от него элегантных интеллектуальных изысков в духе Дэвида Кроненберга или эксцентричного постмодернистского панка, как в «Титане». Сценарист и режиссёр Корали Фаржеа представляет свой уникальный, яркий и прямолинейный голос, создавая захватывающе экстремальное и доступное кино. Она использует всю гиперболическую яркость, которая сейчас характеризует мейнстримовый хоррор, но, в отличие от большинства подобных фильмов, «Субстанция» — это работа режиссёра с настоящим видением и глубоким посланием для зрителя.
Фильм рассказывает историю Элизабет Спаркл, зрелой голливудской актрисы, ставшей ведущей аэробики, роль которой исполняет Деми Мур. Когда телеканал увольняет её из-за возраста, отчаявшаяся Элизабет звонит по таинственному номеру и подключается к зловещей научно-фантастической программе по улучшению тела под названием «Субстанция». Ей выдают набор медицинского оборудования: шприцы, трубки, фосфоресцирующую зелёную жидкость и вязкий белый питательный раствор, сопровождаемый инструкцией: «Двое из вас — одно». После инъекции Элизабет теряет сознание, а её кожа трескается вдоль позвоночника. Из неё появляется новое «я» — идеальная, сексуальная и энергичная молодая женщина, роль которой исполняет Маргарет Куэлли.
Новая версия Элизабет, названная Сью, получает шанс блистать в течение одной недели, став ведущей собственного шоу «Зажигай с Сью». Она становится звездой, но затем должна уйти в спячку, чтобы Элизабет могла вернуться в своё прежнее тело. Они меняются местами, подпитывая друг друга, позволяя Элизабет быть Сью каждую вторую неделю. Это своего рода современная интерпретация «Доктора Джекилла и мистера Хайда», отражающая фантазии и кошмары общества, одержимого косметическим совершенствованием.
Корали Фаржеа, ранее снявшая фильм «Месть» (2017), использует широкий угол съёмки и стиль, который можно описать как мультяшный грайндхаус в стиле Кубрика. Она мастерски сочетает эстетические приёмы современного рекламного кино с элементами культовых фильмов ужасов, создавая уникальную визуальную атмосферу. Отсылки к классике жанра, такие как сцены из «Сияния», «Вторжения похитителей тел», «Нечто» и «Реквием по мечте», придают фильму глубокий метатекстуальный пласт.
Что делает «Субстанцию» по-настоящему оригинальной, так это смелый авторский почерк Фаржеа и её феминистское возмущение тем, как общество управляет женскими образами. Она предпочитает минималистичные диалоги, прорывающиеся как из графического романа, и умело работает с актёрами. Деннис Куэйд блестяще исполняет роль вульгарного телебосса, а Деми Мур демонстрирует бесстрашную и глубокую игру, передавая гнев, отчаяние и жажду мести своей героини.
Фильм изобилует откровенными сценами, играя с концепцией мужского взгляда, но делает это, чтобы обнажить и деконструировать вуайеризм зрителя. Маргарет Куэлли воплощает Сью с решительной притягательностью и уверенным обаянием, подчёркивая сатирическую направленность фильма на стандарты красоты и успеха.
«Субстанция» — это, в конечном итоге, история противостояния двух «я», где истинное и улучшенное эго Элизабет сражаются за превосходство. Когда Сью начинает злоупотреблять своей ролью, питаясь энергией Элизабет, последняя начинает стремительно стареть. Метафоры фильма ярко отражают опасности одержимости физическим совершенством и потери себя в погоне за идеалом.
Фаржеа искусно использует элементы боди-хоррора, доводя их до катарсического предела в финале фильма. Кульминация, происходящая во время записи новогоднего эфира, шокирует и поражает воображение, представляя монстра не только как физическую, но и как духовную деформацию. Это мощное высказывание о том, что мы подавляем и что может случиться, когда мы теряем связь с подлинным «я».
«Субстанция» — это не просто фильм ужасов; это глубокое и провокационное исследование женской идентичности, общества потребления и ценности самопринятия. Фильм заставляет задуматься о том, какой ценой достигается внешнее совершенство и что мы готовы пожертвовать ради признания.
Не пропустите этот захватывающий и смелый фильм, который уже называют одним из главных феминистских хорроров года.