Недавно мне на глаза попалась статья, в которой автор делится своими размышлениями на одну интересную тему. Меня привлекло его видение и подход к вопросу.
Советское образование было лучшим? Давайте вернемся к реальности!
Краткое содержание статьи, с оригиналом можете ознакомится тут: В России слишком хорошее образование. Пора ухудшать
В России, похоже, настало время признать: наше образование слишком хорошее. Именно этот факт становится причиной многих проблем, с которыми сталкивается наша страна. Обсуждение сокращения сроков школьного обучения на год вызвало бурю негодования, но, возможно, это именно то, что нам нужно.
Советское образование, которое многие считают эталоном, вырастило поколение, не способное противостоять вызовам времени. Эти люди, получившие “лучшее образование в мире”, позволили развалить Советский Союз и пошли в подчинение Западу. Именно советская школа вырастила поколение, которое массово повелось на “джинсы и жвачку”.
Реформы последних десятилетий привели к тому, что Россия стала самой образованной страной в мире. Однако, этот мировой рекорд имеет и обратную сторону: уже несколько поколений наших детей выросли, впитав презрительное отношение к труду. Ничего не хотят делать и бедные, и богатые, и средний класс. Все желают просиживать штаны — в школе, в университете, а потом в офисе.
Идея учиться в школе на год меньше вызывает негодование, потому что именно в школе оттачивается умение просиживание штанов. Родители, бабушки, няни заботятся о детях так, что они не могут даже одеться самостоятельно. Подростки не могут найти подработку из-за строгих ограничений. В результате, до 18 лет человек сидит под контролем, а потом ищет себя лет до 40, потому что у него развилась выученная беспомощность.
Рецепт от этих проблем прост: надо работать. Великие советские психиатры полагали труд главным стимулом к самосовершенствованию. В любой здоровой семье ребенок приучается к труду с детства. И да, совершенно нормально для школьника, который учится на двойки, пойти после восьмого или девятого класса в колледж и получить там рабочую специальность.
Мы демократизировали высшее образование до беспредела. Каждый год у нас выпускаются сотни тысяч психологов, переводчиков, юристов, гуру бухучета, мастеров гостиничных услуг и ресторанного бизнеса. Зачем нам столько переводчиков? Куда нам девать всех этих юристов? Зачем нужны дипломы для самых простых профессий?
Высшее образование — по определению — не для всех, оно должно стать уделом по-настоящему одаренных людей. Вместе с тем трудовым профессиям должен быть возвращен их престиж. Этого можно было бы добиться, сократив на год среднюю школу и предложив ребятам богатый выбор колледжей, где они осваивали бы востребованные специальности.
Качество школьного образования не ухудшится, если уменьшить программу обучения на год. Для этого достаточно просто убрать лишние предметы. Непонятно, например, зачем в течение нескольких лет проходить такую расплывчатую дисциплину, как обществознание. Бессмысленно выглядит изучение второго иностранного языка, который большинство забрасывает задолго до окончания школы.
Давайте не будем растить из своих детей профессиональных лентяев, пусть они учатся учиться и трудиться. Нет ничего более полезного и приятного в мире, чем работа на благо общества.
Резюме:
Автор статьи призывает к переосмыслению системы образования в России, предлагая вернуться к идее трудовой профессии и сократить сроки школьного обучения. Он утверждает, что современное образование формирует поколение лентяев, не способных к самостоятельной жизни и труду. Автор считает, что именно такое видение ситуации поможет стране снова стать сильной и конкурентоспособной. Если сказать кратко, Правительству и стране нужны работяги, а не дипломированные ученые.