Кот Бегемот из знаменитого романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” – один из самых загадочных и многослойных персонажей, который олицетворяет не только демоническое начало, но и сатирическую критику советского общества 30-х годов. Этот образ, навеянный готической традицией и древними мифами, становится не просто частью фантастического сюжета, а важным элементом в исследовании человеческой природы и социальных явлений.
Происхождение Бегемота
В корнях образа Бегемота лежит древний миф, в котором он представлен как могущественное существо, созданное самим Творцом. Первоначально его называли Бегемофом, или, как мы чаще привыкли, Бегемотом. Внешне он отличался от обычных кошачьих, но с лёгкостью мог менять форму на любую другую животное. Интересно, что изначально Бегемоф не был демоническим существом. Как же он стал отрицательным персонажем мифов? И каким он был на самом деле, а не в интерпретации Булгакова, как представитель тёмных сил вселенной?
Обычное животное
Для понимания первоначальной природы Бегемофа стоит обратиться к ивритскому словарю, где присутствует слово «бехэма», от которого и произошло его имя. Оно переводится как «животные», что точно описывает первоначального Бегемофа. В Библии Бог показывает Иову существо, которым и является Бегемоф.
При этом у него не было отрицательных черт. Это был обычный крупный зверь, обладающий миролюбивым характером. В церковнославянских переводах Библии не встречается слово «бегемот», вместо него используется термин «зверь». Таким образом, вначале Бегемоф не был демоном или тёмной сущностью, а просто представителем животного мира.
Владыка земли
В ветхозаветных легендах Бегемоф часто противопоставляется Левиафану, гигантскому существу из морских глубин. Мифы гласят, что перед наступлением конца света эти два гиганта вступят в бой. В этом сражении не будет победителя – оба сильных зверя погибнут, а их мясо станет угощением для праведников на небесном пире.
Как и Левиафан, Бегемоф был создан самим Творцом. Это может показаться странным (зачем создавать чудовищ?), но это подчёркивает принцип равновесия и гармонии в мире. Левиафан управлял подводным царством, а Бегемоф – земными обитателями.
Бегемоф и Левиафан
Кроме того, создание этих существ свидетельствует о могуществе Господа, показывая Иову величие Творца. Учёные Гревс и Патай в своей книге «Иудейские мифы» отмечают:
«Бегемот был первым созданием для жизни на земле, его хвост длиннее кедрового ствола, а кости похожи на медные трубы. Он правит земными существами, как Левиафан – морскими.»
Но как зверь превратился в демона?
Зверь или демон?
Со временем образ Бегемофа начал изменяться в сознании людей. Огромное, мощное и устрашающее существо едва ли могло оставаться добрым персонажем древних мифов. Гигантский зверь пастётся на Тысячегорье, ежедневно съедая всю растительность, которая наутро вновь отрастает, и цикл продолжается.
Однако Бегемоф не был простым мирным травоядным. Согласно легендам, он способен проглотить любое животное и пожирает тех, кто живёт поблизости.
В Средние века распространились предания, описывающие Бегемофа как демона чревоугодия. Обычно этот образ отделяли от библейского, так как темный персонаж выглядел иначе. Если библейский зверь напоминал огромного слона или бегемота, то демон не имел чёткой формы.
Коварный соблазнитель
Согласно сказаниям, Бегемоф мог становиться любым крупным животным, а также превращаться в мелких зверьков – кошек, собак или волков. Он был покровителем плотских желаний, особенно чревоугодия. Чтобы искушать людей, Бегемоф использовал разные подходы.
Одних он привлекал вкусной едой, принимая образ искусного повара. Других он являлся в облике красивой женщины, побуждая мужчин к порочным деяниям и заманивая их в ловушку. Средневековые трактаты сообщают, что Бегемоф использует обольщение через страсти, ощущаемые в области живота и живота.
Этот демон крайне хитёр и изобретателен, умеет играть на низменных инстинктах и физиологических потребностях человека. Противостоять ему могут лишь те, в чьём сердце обитают истинная вера, кто не боится лишений и испытаний и готов преодолеть их ради правды и справедливости.
Бегемот как Сатирическая Фигура
В романе Булгакова Бегемот становится не просто демоном, но и остроумным наблюдателем, указывающим на пороки и недостатки современного общества. Образ кота черного цвета, связанного с нечистой силой, также обыгрывает народные предания и культурные стереотипы. С ним сопоставим кот Мурр из произведений Э.Т.А. Гофмана, но, в отличие от своего предшественника, Бегемот не просто выражает философию бюргерства — он активно иронизирует над бюрократией и моральной деградацией своей эпохи.
Лицо Бегемота
Кот Бегемот в “Мастере и Маргарите” представлен в трёх ипостасях: как волшебный кот, толстяк и демон-паж. Каждая из этих масок раскрывает различные грани его сущности. В первой личине Бегемот полон веселья и забавы, что создает комичный контраст с его настоящей природой. Во второй ипостаси он становится демоном-пажом, что символизирует его связь с потусторонним миром и служение Воланду, князю тьмы.
Мифология и Современность
Булгаков использует различные культурные традиции, включая древнееврейскую и средневековую мифологию, чтобы создать многослойный образ Бегемота. Однако, несмотря на свою демоническую природу, он остается символом человеческих слабостей и желаний. В каждом из своих обличий Бегемот выступает как хитроумный соблазнитель, который играет на низменных инстинктах, подчеркивая непростоту человеческой природы.
Заключение
Кот Бегемот – это не просто персонаж, это зеркало, в котором отражаются страхи, желания и пороки общества. Его образ, насыщенный иронии и сатиры, служит мощным инструментом для анализа и критики социального порядка. Булгаков, используя фигуру Бегемота, демонстрирует, как демоническое начало может быть не только разрушительным, но и поучительным, показывая нам, что истинное зло часто маскируется под личиной шутника.
Бегемоф в библейских текстах и поздней средневековой литературе предстает совершенно разным. В первом случае он – «вол из бездны», огромный зверь, властвующий на земле. Во втором – коварный демон, стремящийся искушать людей. В обоих образах Бегемоф остаётся неизменным – он жаждет удовлетворить свои желания и насытиться. В любом случае, это существо остаётся животным, а не высшим духовным существом.